Школа «Возрождение»: спасая жизни вместе с МТС | Новости МТС
Назад

Школа «Возрождение»: спасая жизни вместе с МТС

В Беларуси скоро откроет двери школа «Возрождение» – уникальный для республики проект, который, по расчетам его авторов, поможет спасать десятки человеческих жизней в год. Эта идея стала лучшей в номинации «Здоровье и здоровый образ жизни» на конкурсе социальных инициатив Social Weekend 6 и уже в течение нескольких месяцев воплотится в реальность.

Понятные чувства, реальная проблема

Одними из самых сильных врачей-трансплантологов Беларуси по праву считаются специалисты из Брестской области. Местной трансплантологической службе недавно исполнилось всего 5 лет, а ее сотрудники уже успешно провели сотни операций – то есть сохранили жизнь или, как минимум, кардинально улучшили ее качество сотням человек. А ведь у этих пациентов есть родные и близкие.

В регионе проводятся все самые распространенные виды трансплантаций: почек, печени, сердца, легких, аорты и роговицы. На Брестскую область приходится примерно треть всех проделываемых в Беларуси пересадок органов. Кроме этого, регион уверенно удерживает первое место по такому важному показателю, как количество эффективных доноров на миллион человек. Если в целом по республике в 2015 году он составлял 20, то в Брестской области – 36, то есть почти в два раза выше.

Местные трансплантологи, однако, даже при таком – довольно позитивном – раскладе констатируют: дефицит органов для пересадки существует, а лист ожидания никогда не сокращается.

Один из главных деструктивных факторов – скорее, ментального толка. И характерен он не только для Брестской области (для нее – как раз в меньшей степени), но и для всей Беларуси и даже практически всего постсоветского пространства. Люди – то есть мы – по максимуму стараются избегать темы смерти, пока она не коснется их самих или близких, и предпочитают не думать о том, как именно к трансплантологам попадают органы.

Врачи говорят, что после своего ухода один человек может спасти до 8 жизней, став донором – став героем. Но родственники того, кто находится в реанимации в безнадежном состоянии (например, со смертью мозга), нечасто дают согласие, чтобы их близкий подарил какой-то свой орган нуждающемуся, чья жизнь действительно от этого зависит. Средний показатель отказов составляет 72%.

Разумеется, винить в чем-либо родственников потенциальных доноров нельзя. В шоковом, депрессивном состоянии разговоры о «спасти до 8 чьих-то жизней» не то чтобы неуместны в принципе, но на практике в большинстве случаев не воспринимаются вообще или провоцируют агрессию. Это можно понять, но как результат – умирают и те, кто мог бы жить.

К слову, исследования показывают, что родственники потенциальных доноров крайне редко обосновывают свой отказ какими-то фундаментальными соображениями, например религиозными, и не всегда обосновывают вообще. Просто, выражаясь сухо, общение с подавленными людьми малопродуктивно, а кроме этого, требует строго индивидуального подхода.

В свою очередь, недостаток информированности приводит к обыкновенному страху. Специалисты отмечают, что в подавляющем большинстве случаев люди не говорят никому, кроме самого близкого окружения, что проходят гемодиализ, перенесли операцию по трансплантации или дали разрешение забрать органы их родственников. Потому что банально опасаются общественного – по сути, совершенно беспочвенного – неприятия и осуждения.

Очевидно, что с проблемой нужно бороться – с такой же серьезностью, с какой проводить операцию. И, возможно, самый действенный инструмент здесь – так называемая «кризисная психология органного донорства».

Возродить надежду

Автор определения «кризисная психология органного донорства» – главный врач-трансплантолог Брестской области Ростислав Лавринюк. Помимо своих прямых обязанностей, он активно занимается проблемами трансплантологии в целом, в том числе не связанными с медициной напрямую.

Благодаря Ростиславу, а также волонтерам работает международный центр «Донорство. Диализ. Трансплантация» – единственное в Беларуси социально-просветительское учреждение для перенесших операцию пациентов и родственников доноров. Команда Ростислава также помогает пациентам – а все они после пересадки органа получают степень инвалидности – трудоустроиться, получить повышенные социальные гарантии. Довольно высокая осведомленность брестчан о трансплантологии и, как следствие, высокая эффективность региональной службы – тоже во многом заслуга Ростислава и его волонтеров.

Идея создать школу «Возрождение» возникла в ходе регионального этапа Social Weekend в прошлом году. Тогда Ростислав с единомышленниками представили еще один тематический проект – информационный ресурс «Трансплантация – это жизнь», с которым им удалось пробиться в финал. Школа «Возрождение», в свою очередь, стала лучшим проектом в номинации «Здоровье и здоровый образ жизни» и в качестве приза получила от МТС 47 миллионов рублей.

Сформулировать главную цель школы «Возрождения» в общих чертах довольно легко: спасение человеческих жизней. Только не напрямую, а, скорее, косвенно – на границе медицины и психологии.

«Есть определенные барьеры между людьми, которые нуждаются в пересадке органа, медицинскими работниками и родственниками пациента, который находится в критическом состоянии, – рассказывает главный трансплантолог Брестской области. – Наш проект призван сделать общение и отношения между всеми, кто так или иначе задействован в трансплантологии, более прозрачными, теплыми и просто человечными».

DSC_5448_.jpg

Школа «Возрождение» будет функционировать на базе учреждения «Донорство. Диализ. Трансплантация». Поддержку проекту оказывают МТС, Брестская областная больница, кафедра трансплантологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, Брестский государственный университет имени Пушкина, а также медики и психологи из других учреждений. К слову, задумка Ростислава уже получила одобрение Министерства здравоохранения Беларуси.

Для реализации своей идеи Ростислав до конца этого лета отправится в Европу, где будет изучать методики кризисной психологии. Почему обучение пройдет за рубежом? Все просто: в Беларуси «кризисная психология органного донорства» не преподается в принципе. И создатели школы «Возрождение» остановились на нескольких подходящих клиниках из Чехии, Испании и Польши, с которыми им уже удалось наладить контакт.

По мнению Ростислава, очень важно добиться не индивидуального прорыва, а построить целую платформу. В школе «Возрождение» он будет делиться привезенными из Европы навыками, причем не только с профессиональными медиками, но и с волонтерами и педагогами, которые, в свою очередь, передадут знания другим.

Стартовые занятия намечены на октябрь-ноябрь, а за первый год работы проекта планируется обучить до 30 человек. Кроме этого, участники школы «Возрождение» будут привлекать пациентов, перенесших трансплантацию, к процессу собственного выздоровления, в том числе издавая пособия по правильному уходу за своим здоровьем.

В обозримом будущем школа «Возрождение» начнет работать не только в Бресте, но и во всей Брестской области. Затем проект планируется масштабировать на всю республику. Более того, по словам Ростислава, на постсоветском пространстве, включая Россию, Украину и Казахстан, до сих пор нет ни одного подобного учреждения. Поэтому не исключено, что школа «Возрождение» может выйти и за пределы Беларуси.

Говоря о перспективах проекта, его «отец» подчеркивает: надеяться на стопроцентный результат – то есть полностью устранить описанную выше проблему – не стоит. Но если благодаря школе «Возрождение» показатель отказов родственников потенциальных доноров снизится до 50%, это уже будет большой успех. И речь не только о конкретных спасенных жизнях – Ростислав с единомышленниками рассчитывают на отложенный эффект, в том числе на положительные перемены в представлениях белорусов о донорстве и миссии трансплантологии, о жизни и смерти в целом:

«Адекватное восприятие этой отрасли медицины нужно воспитывать в целых поколениях. Так это происходит, например, во Франции, Испании, Бельгии, Польше, Хорватии и других странах, где действуют масштабные государственные программы, посвященные донорству. Людям разъясняют все сопутствующие нюансы и формируют позитивное отношение. К слову, органное донорство сейчас поддерживают уже все основные религиозные конфессии, что также оказывает на общество значительное конструктивное влияние. Даже папа Римский не так давно призывал католиков быть донорами: не забирайте свои органы на небо, они еще пригодятся кому-то на земле!»

Предыдущая

Следующая