Как МТС борется с мошенничеством

Уважаемые абоненты!

Обращаем ваше внимание на участившиеся случаи мошенничества, связанные со звонками как по голосовой связи, так и через мессенджеры.

Злоумышленники постоянно придумывают новые схемы для получения личных (персональных) данных и кражи денежных средств с их использованием, действуя все более изощренно и изобретательно. Только ваша внимательность и соблюдение правил личной и информационной безопасности помогут защитить себя.

Злоумышленники, как правило, звонят с иностранных абонентских номеров, чаще используя мессенджеры. Однако в последнее время имеют место факты звонков с номеров мобильных операторов Республики Беларусь с использованием СИМ-карт, попавших к мошенникам обманным путем.

Кем могут представляться злоумышленники?
  • сотрудниками мобильных операторов Республики Беларусь;
  • сотрудниками правоохранительных органов (Министерство внутренних дел, Следственный комитет и др.);
  • сотрудниками службы безопасности банков (включая Национальный банк Республики Беларусь).

Значит, главное правило: на звонки с незнакомых иностранных номеров лучше не отвечать! В случае звонка с незнакомого белорусского номера, если возникли малейшие подозрения в его правдоподобности, необходимо завершить разговор. Затем следует перезвонить в банк/отделение милиции/оператору связи на номера, указанные на официальном сайте той или иной организации.

Как злоумышленники воздействуют на вас и побуждают к действиям?
  • «Ваши деньги в опасности!» - универсальный посыл, которые используют мошенники. Это делается для того, чтобы убедить, что на вас пытаются оформить или уже оформили кредит, что с вашего лицевого счета (мобильного или банковского) происходит (или уже произошло) списание денежных средств или, наоборот, на ваш счет поступили «подозрительные мошеннические» денежные средства, что ваше имущество в опасности (машину украли, квартиру пытаются продать черные риелторы и др.);
  • «Нам надо сверить данные» - попытка выманить персональные данные (личный номер, дату рождения, место прописки и др.), данные о банковских карточках (включая cvv/cvc-код на обороте карточки), о счетах и остатках.
  • «Давайте также проверим ваши остальные счета» - злоумышленники заведомо не знают, где и сколько у вас денег, какое имущество у вас есть. Они перечисляют наугад все варианты! Не рассказывайте никому, в каких банках у вас открыты счета, не предоставляйте информацию о месте жительства или работы, об ином имуществе;
  • «Вам надо обновить приложение мобильного оператора/Надо проверить ваш телефон или мы вам поможем» - это делается для того, чтобы побудить скачать вредоносное ПО или приложение для удаленного доступа к вашему телефону (по ссылке, в том числе в мессенджере), что позволит злоумышленникам получить доступ к данным, хранящимся в телефоне (личные данные, логины, пароли доступов к банковским приложениям и т.д.);
  • «Мы проводим опрос удовлетворенности работой оператора/банка, ответьте на вопросы, наберите ряд символов на клавиатуре, введите такой-то пароль» - такая просьба от злоумышленников позволит получить удаленный доступ к системам самообслуживания;
  • «Срочно, важно, быстро, немедленно, оперативно» - такими словами вас подталкивают выполнить требования мошенников, создав иллюзию ограниченности времени для принятия решений;
  • «Никому не разглашать, не сообщать третьим лицам, не отвечать на звонки и т.д.» - это давление, нацеленное пресечь ваши попытки проверить полученную информацию или личности звонивших.
Что важно знать:
  • Сотрудники мобильных операторов не звонят абонентам с использованием мессенджеров, не используют номера иностранных операторов, не требуют изменить пароли под диктовку;
  • Сотрудники правоохранительных органов никогда не звонят гражданам, используя мессенджеры, не используют номера иностранных операторов, не предлагают участие в поимке виртуальных преступников по телефону, не высылают фотографии своих удостоверений и не показывают их на видео;
  • Сотрудник банка не может знать информацию об обслуживании в другом банке, никогда не предложит назвать номер банковской карты и не потребуют сведений об остатке на вашем счете. Для любых действий со счетом реальный сотрудник банка предложит посетить банк или воспользоваться сервисом самообслуживания;
  • Уточнение персональных данных никогда не происходит по телефону (с помощью фото паспорта) и может быть произведено только при личном посещении офисов банка, мобильного оператора, органов внутренних дел и т.д.
  • Все звонки, поступающие вам через мессенджеры, с иностранных номеров и от неизвестных лиц требуют повышенного внимания.

Телефон в современном мире – универсальная точка доступа к важной личной информации, включая данные о банковских счетах, карточках, логинах, паролях, кодах авторизации, SMS-подтверждениях и др.  Не предоставляйте доступ к гаджету третьим лицам, не переходите по подозрительным ссылкам, не изменяйте пароли к системам самообслуживания по просьбе и под контролем звонящих, не скачивайте и не устанавливайте приложения по требованию незнакомых лиц!

Что необходимо предпринять, если поступил звонок от мошенников?
  1. Надо максимально быстро завершить разговор, чтобы не дать втянуть себя в длительные переговоры с преступниками.  
  2. Обратиться в организацию, сотрудником которой представился звонящий, по номеру на официальном сайте либо к оператору мобильной связи, чтобы уточнить факт звонка.  
  3. Обратиться в ближайшее отделение милиции или позвонить по номеру 102 и сообщить о попытке мошеннических действий в отношении вас.
Будьте внимательны и осторожны при общении с подозрительными лицами!